Прямые купли-продажи недвижимости всегда в дефиците. Гораздо чаще цепочка сделок насчитывает несколько звеньев. А каждый этап такого обмена через продажу по-своему сложен. Продавцы и покупатели становятся участниками единого процесса. В нем велика роль риэлтера – как своеобразного дирижера.
Как вы думаете, часто ли встречаются простые сделки и «удобные» клиенты? Спросите об этом своего агента. Наверняка он подтвердит: прямые сделки редки. И покупатели со всей необходимой суммой наготове, и продавцы квартир, в которых никто не живет и не зарегистрирован, – в дефиците. Большинство же клиентов – участники многоступенчатого обмена, люди с обыкновенными жизненными обстоятельствами, неизбежно влияющими на ход сделки. Поэтому, планируя этапы взаимодействия, необходимо заранее настроиться на сотрудничество и разумные компромиссы.

При ином подходе мало кто решил бы свои жилищные проблемы. Ведь цепочки, выстраиваемые риэлтерами, насчитывают порой до десяти и более звеньев. Именно благодаря мастерству и упорству профессионалов рынка недвижимости, «прямые» деньги «головного» покупателя в начале цепи и прямая продажа в конце ее позволяют сменить место жительства еще нескольким семьям – из середины. Но эта сложная конструкция окажется устойчивой только при условии, что все ее участники обдуманно примут на себя определенные обязательства и строго будут их придерживаться в соответствии с условиями договора.

И для продавца, и для покупателя каждый этап взаимоотношений по сделке купли-продажи недвижимости имеет свои нюансы. Пословица гласит: «Предупрежден – значит, вооружен». И свою задачу мы видим в том, чтобы помочь сторонам лучше сориентироваться и легче достичь взаимопонимания между собой и с помогающими им в сделке риэлтерами.

Обойтись без суеты

Готовясь к нотариату, продавцам разумнее всего заблаговременно оформить доверенности на сбор документов и поручить сей трудоемкий процесс своим агентам. Ведь это неоднократные посещения паспортной службы, ПИБов, ГУФРС (бывшего ГБР). В силу обстоятельств не остаются без внимания и другие организации: органы опеки и попечительства, налоговая и пр. Если вы категорически не склонны выпускать из рук бразды правления и все хотите делать самостоятельно, помните: у агента есть не только право, но и прямая обязанность – контролировать каждый шаг клиента по сделке. Ведь это он командует парадом, отвечая за организацию и проведение успешной переуступки прав на объект.

Когда все необходимые документы для нотариального удостоверения собраны, настает момент закладки денег – внесения покупателем всей суммы, необходимой для оплаты недвижимости. О формах расчетов мы уже подробно рассказывали и еще вернемся к этой важной теме. Пока же аренда сейфовой ячейки в банке остается самой популярной. Участники сделки составляют подробное соглашение о взаиморасчетах: кто является арендатором ячейки и участником посещений сейфового хранилища, кто какую сумму вносит или получает на разных этапах сделки.

Закладка денег в банковский сейф происходит накануне нотариата или непосредственно перед ним. Суммы «конвертируются» (распределяются по конвертам в соответствии с планируемыми выплатами), опечатываются и закладываются в сейф в присутствии всех участников расчетов. Кто получает на хранение ключи от ячейки? Обычно самый трепетный из клиентов – для успокоения таким образом нервной системы. Поскольку, в соответствии с процедурой банковского сейфинга, абсолютно неважно, сколько ключей выдается и кто является их держателем. Главный принцип посещения банковского хранилища – одновременная явка с паспортами всех лиц, указанных в банковском договоре (обычно от 3 до 7 человек). И если хотя бы один отсутствует, остальные к сейфу не попадут. Посетив банк и облегчив карманы, вся компания направляется к нотариусу…