Пластиковая карточка - инструмент маркетинга

Все торговые карточки работают в рамках некоторой дисконтной программы. Под такой программой понимается не просто предоставление какой-нибудь скидки при оплате товаров, работ или услуг. Иногда торговая карточка используется в качестве инструмента для предоставления различных льгот клиентам данного предприятия. Но в конечном итоге, при выполнении определенных условий, покупатель всегда получает скидки или иную возможность экономии своих денежных средств. Поэтому любая торговая карточка обладает дисконтными свойствами. В противном случае ее никто и брать не будет, разве что для коллекции.

Все разнообразие торговых карточек сводится к двум моделям их функционирования: расчетной (предоплатой или кредитной) и схеме лояльности покупателей. У этих схем разная экономическая основа. Разумеется, существует и смешанная схема.

Цель введения любой торговой карточки - расширение и закрепление покупательского (клиентского) контингента за конкретным магазином. В конечном итоге, это должно приводить к увеличению торгового оборота, и, соответственно, прибыли. Предоплатная карточка предполагает также привлечение дополнительных оборотных средств, полученных от покупателей путем предоплаты товаров и услуг. Торговую карточку нельзя рассматривать как финансовый инструмент, скорее это инструмент маркетинговый.

Конечно, если расходы магазина на предоставление скидок будут превышать его доходы от увеличения выручки по покупкам, сделанных с использованием торговых карточек, то вся карточная программа может стать в целом убыточной. Но магазин может поставить и другие цели выпуска торговых карточек, например, имиджевого характера, удобства расчетов с клиентом, исследования покупательской активности и т.д. Тогда разница между "карточными" расходами и доходами и есть та цена, которая платится при достижении этих целей. Например, закрепление за магазином постоянных покупателей путем предоставления им значительных скидок может стать убыточным. Грубо говоря, за постоянных покупателей надо платить. Но это же может стать и способом конкурентной борьбы с соседним магазином. А затем, после разорения соседа, скидки можно уменьшить.

Вообще говоря, надо отдавать себе отчет, что основным средством в борьбе за клиента является совсем не карточки. Если продавцы в магазине хамят, товар некачественный и разложен на полках так, что его не найти, местоположение магазина неудобное, то никакая, даже самая "продвинутая" карточная программа не поможет увеличить оборот. Исследования, проводимые западными фирмами в отношении торговых карточек, ставят на первое место именно "базовые" покупательские интересы - ценовую политику торгово-сервисной фирмы, качество товаров и обслуживания, различные удобства для покупателей: местоположение магазина, расположение товара на полках, отсутствие очередей и т.д. Торговые карточки же являются маркетинговым инструментом второго порядка.