Многие торговые предприятия склонны называть свои карточки клубными. Желание это понятно. С маркетинговой точки зрения выгодно представлять свое предприятие неким клубом, в котором клиенты объединяются общим интересом, например, интересом к посещению данного магазина, сервисного центра, медицинского учреждения. Недаром, Tesco - одна из крупнейших сетей розничной торговли Великобритании - назвала свою карточку лояльности Tesco ClubCard.

На самом деле клуб - если понимать его как коммерческое предприятие, призванное извлекать прибыль из обслуживания своих членов - достаточно своеобразная организация, относящаяся скорее к развлекательным комплексам, нежели к месту, где просто сходятся граждане, имеющие общий интерес. В соответствие с этим, клубная карточка отличается и от чисто идентификационной карточки, и от карточки лояльности1, но может выполнять одновременно обе эти функции, а также ряд других.

Удивительно, но факт! В Москве в качестве клубных выступают практически все перечисленные выше типы небанковских карточек. Личные клубные карточки дают дополнительный престиж и нефинансовые льготы (детский клуб "Арлекино", где карточка чисто идентификационная) или льготы финансовые (клубы "ГРАН" и "Московский"). Анонимные карточки рассчитаны на массовый спрос и дающие скидки при оплате входа. Есть клубные карточки, наделенные платежными функциями (карточки "Kapyceль"/6aнкMSB/UnionCard и "Арлекино"/банк MSB/UnionCard). Это дисконтные клубные карточки, выпущенные банком в рамках совместной программы. Есть типичные расчетные клубные карточки ("Гринвей-клуб"), использующиеся в качестве предоплатных карт. Техническое воплощение тоже разнообразно: от самого простого (обычные эмбоссированные карты) до весьма сложного решения (бесконтактные смарт-карты).

Итак, клубная карточка может выполнять сразу несколько функций:
идентификационную. Карточка может быть использована неоднократно (одна и та же - для разных клиентов), поэтому система нумерации должна это учитывать. На карточке фиксируется также категория ее держателя (член клуба или лицо, временно пользующееся услугами клуба), статус держателя (например, VIP-клиент, "семейный" клиент и т.п.), а также его персональные данные (фамилия, имя, контактный телефон и пр.) или сведения о юридическом члене клуба (в случае корпоративных клубных карточек);
контрольную. Карточка определяет доступ в клубную зону, к прочим службам клуба (например, в сауну, группу верховой езды, к массажисту и т.п.), ведет учет числа посещений клуба, контролирует срок действия карточки и т.д.;
расчетную. На карточке имеется "электронный" кошелек, который может быть использован для учета платежей по карточке внутри клуба (т.е. карточка может быть использована в качестве предоплатой, дебетовой с овердрафтом или кредитной). Кроме того, при платежах на карточке могут фиксироваться платежные обороты клиента и общее число покупок для реализации бонусных или игровых программ клуба.
Каждое рабочее место, где обрабатывается карточка, относится к одной из 3 категорий:
Офисное рабочее место служит для выдачи и изъятия карточек, а также для корректировки на карточке контрольных данных (статуса клиента, срока действия карточки, баланса электронного кошелька и т.д.). Обычно офисное рабочее место располагается в бухгалтерии клуба;
Контрольное рабочее место обычно устанавливается за стойкой дежурного администратора (reception) клуба. На нем проверяются контрольные данные, корректируется счетчик посещений клуба, фиксируется вход и выход клиентов. Если карточка используется как расчетная, на контрольном месте возможна выдача анонимных карточек типа stored value2 (при входе) или контроль оборота по карточке (при выходе) для оплаты в соответствие с оборотом;
Расчетное рабочее место необходимо в том случае, если карточка используется как расчетная - для учета платежей клиента. Это место может быть в баре, прокатном пункте и т.д., то есть там, где предполагается оплата дополнительных услуг или товаров, которые не входят в стандартный прейскурант клуба.
На расчетном рабочем месте уменьшается баланс электронного кошелька или увеличивается оборот по карточке в соответствии с ценой товара или услуги и статуса клиента.

Любую клубную карточку удобно охарактеризовать по четырем позициям: идентификация, доступ, держатель, расчеты. Каждая позиция представляет собой иерархически построенный набор атрибутов карточки, отраженных в логической структуре ее памяти или в структуре записи "карточной" базы данных. Совокупность атрибутов носит достаточно универсальных характер, так как описывает практически все возможные приложения клубной карточки. Присвоение атрибутам конкретных значений позволяет выделить отдельные, практически важные классы, например, карточки-абонементы, расчетные карточки, карточки доступа к службам клуба и т.д. .